Искусство Э-Ута
"Командная ренга-2005"

 .
   
  ,   ,
     -
  !    !
   
 ...   , 
׸,   ,
 
 ,
  ...    
   ...
  ,  !  !
   , 
 .
 , 
 .    
  .  
... , -
,   ...
,   !

ЧАШИ К КОМАНДНОЙ РЕНГЕ-3

2 3  4  5  6  7    8  9  10  11  12   13  14  15  16    17    18    19    20    21    22    23    24   

На этих страницах будет отражена работа над чашами к командной ренге 2005-2006г. /перейти на страницу ренги/  с комментариями художника (и всех желаюших высказаться). Просим посетителей проявить терпение и мудрость - это эксперимент, подобных циклов ещё никто не пробовал делать.
Работа только начата и закончена будет ещё не скоро. Всего предполагается сделать 12 чаш и одну чайницу на 13 из 24 запланированных строф, но возможно, их будет больше.  Итак, первая строфа:

Осень!
Вдаль из-под крыла
Берег левый и правый
                                      ДЕ

26 октября. Прежде всего - как передать  присущее этой строфе движение? Много силы в укороченной первой строке. А "Вдаль из-под крыла" - как мгновенный взгляд на прошлую жизнь. Осень - не только время года, но и время завершать начатое, уходить... Нет, не о птицах это хайку,  но о расставании с чем-то, что было дорого.  Вот так и получился этот, ещё приблизительный, эскиз . Век не указан, поэтому по реке плывёт чёлн, может быть, Стеньки Разина, а простор берегов безлюден, как на картинах Рериха. Возможно, следует крыло поднять повыше, ну а внутри  - то же  небо с облаками, между которыми затерялся осенний листок...

Но потом мне показалось, что форма чаши не лучшим образом подходит для этой строфы. Возможно, правильнее было бы сделать эту хайку в виде чайницы. Чайница - первое, что берёт в руки тядзин, предмет особой важности. Первая строфа тоже не ровня любой другой. И не по душе мне эти отрезанные краем чаши крылья...  А что, если предположить, что крыло - не птичье? Так получился второй эскиз: река, берега, чёлн - все вместе они составляют тулово чайницы. Небо с облаками - это крышка, и в нём на большом осеннем листе летит, ну, предположим, лирический герой. Что мне здесь нравится - большая цельность изображения, статус предмета, отвечающий значению строфы и ещё то, что "высокий стиль" здесь снижен долей здоровой самоиронии.

29 октября.  Получены отклики участников ренги. Граф Мур и Элина поддержали второй эскиз . Но мнение ДЕ никак нельзя  обойти. Вот я и вернулся к первому рисунку и  его переработал, учитывая советы ДЕ и Элины, которая надоумила сделать крылья белыми и изменить их движение на более плавное, горизонтальное. Это смягчило конфликт между крылом и краем чаши. Фигуру островитянки из хайку Кёси, на уместность которой обратил моё внимание ДЕ, я посадил на высоком берегу, - так больше простора. Пусть это будет "Ожидающая", символ, в котором каждый увидит своё. И всё же эти поправки не могли убедить меня в том, что  это "строфа о природе..." Возможно, первый смысловой слой о природе, но кто же работает с первым слоем? Во втором-то  явно автопортрет... Элина молодец - увидела  в человеке на кленовом листе летуна из "Андрея Рублёва". Я о нём и думал, когда рисовал, но изображать самодельные крылья мне как-то не хотелось, а потом я понял, что поэту ничего этого не надо - он и на осеннем листке полетит. Итак, решено - начинаю чайницу.

4 декабря Формовка, как ни затянулась, подходит к концу. Но - странное дело - как  в детской сказке полено не желало расставаться с носом, так и у меня упрямая посудина никак не желает принять на крышку положенное по эскизу изображение летящего на листе человека. Лист-то получился - осенний и крылатый,  и небо с одиноким облаком, и дальние дали обещают достаточно простора полёту, и река широка, и золото листвы готово перейти в красную медь, а вот человек... никак не идёт. Похоже, придётся оставить как есть: лист будет отдуваться за всех. Будет и крылом, и лирическим героем, и представителем автора...

24 января   Уфф, глазуровка позади, наконец-то чайница готова. Упрямой посудина оказалась, папе Карлу такого не снилось. Мы с ДЕ и Элиной старались, обсуждали - человек летит или птица... Ни то, ни другое, просто осенний лист. Я не виноват - чайница сама так захотела. И этот лист - я его раз семь переписывал, восемь раз перепекал. То он получался слишком яркий, то какой-то прошлогодний. Я и сейчас не вполне уверен. Хочется сказать, как Мастер Бегемоту: "По-моему, Вы не очень-то кот".

Зато всё остальное в общем... соответствует. Осеннее небо, даже в полдень начинающее выцветать, и широкая река с уже остывшей водой, и ладья не помню какого века. Золото осени на дальних берегах тоже меня устраивает - тут главное не скатиться в лубок. Пусть всё угадывается, что можно угадать. Облако получилось, вот это главное. И с этим облаком, как с душой ушедшего человека, общается островитянка из прекрасной хайки Кёси - одна на высоком берегу, у русского Алатырь-камня.

Надо признать, в этот раз хонкадори сработала на все сто. За два месяца, пока я работал над вещью, необходимый по условиям ренги поэтический "подклад" (эта ренга построена на приёме хонкадори, т.е. "следования за", и у каждой строфы объязательно должен быть какой-либо классический прообраз) в моём сознании так крепко прирос и к хайке ДЕ, и к самой чайнице, что не оторвать...

кликните, чтобы увеличить кликните, чтобы увеличить кликните, чтобы увеличить

Пожалуй, можно считать удачным и то, что чайница не имеет выраженной "главной стороны" и побуждает зрителя вращать её при рассматривании, заставляя лист - лететь, реку течь, ладью плыть, а женщину - ждать... Ну что ж, будем ждать и мы - следующих строф, других чаш, для того чтобы в конце концов выяснить - что же получится в результате, и какой будет чайная церемония, если провести её с Сервизом Ренги.

А для тех, кто не пожалеет сотню-другую килобайт трафика, чтобы рассмотреть чайницу подробнее, милости просим - вот несколько более качественных фотографий, которые можно скачать, кликнув на картинки в рамках.

кликните, чтобы рассмотреть подробнее кликните, чтобы рассмотреть подробнее кликните, чтобы рассмотреть подробнее

А Вы что об этом скажете?

Продолжение >>    1  2 3  4  5  6  7    8  9  10  11  12   13  14  15  16    17    18    19    20    21    22    23    24   


  •             
    :
  •              
    :