Искусство Э-Ута.
О японской керамике

 .
   
  ,   ,
     -
  !    !
   
 ...   , 
׸,   ,
 
 ,
  ...    
   ...
  ,  !  !
   , 
 .
 , 
 .    
  .  
... , -
,   ...
,   !

Возможно, эти страницы станут началом нового раздела. В нем речь будет идти о предметах внешне различных , но объединённых общим подходом - взглядом со специфической точки зрения практикующего гончара - человека, ежедневно имеющего дело с глиной и обжигом. Это не так уж мало: при взгляде с гончарного круга многое выглядит по-другому, не так, как из-за письменного стола.

Очерк, который я решился предложить вашему вниманию, не претендует на фундаментальность. Историк или искусствовед могли бы гораздо лучше меня обрисовать долгий путь развития японской керамики. И всё же именно потому, что я не искусствовед , а художник-керамист, осмелюсь высказаться на эту важную для меня тему . В течение многих лет японские мастера были моими учителями, их творения - недосягаемыми образцами, а традиционные приёмы работы с глиной - постоянным предметом исследования. Может быть, это дает мне некоторое право говорить о них на основании собственного опыта, со своей точки зрения. К тому же все эти годы я собирал всё относящееся к предмету - важное и мелочи, детали и подробности, подчас способные оживить прошлое не хуже, чем самые серьёзные исследования .

 

История керамики началась в Японии более пяти тысяч лет назад искусством периода Дзёмон (3000-400 гг. до н.э.), и начало это было столь ярким, что трудно поверить, что племена охотников и собирателей могли создать столь сложные в техническом отношении и художественно совершенные произведения. Собственно термин "дземон" означает "витая веревка" и возник в связи с приемом изготовления этих крупных и сложных по форме терракотовых сосудов с использованием глиняных жгутов.

Назначение их, очевидно не хозяйственное, остаётся для нас непонятным, а форма настолько сложна, что не вяжется с нашими представлениями о примитивном искусстве. Право же, они прекрасно смотрелись бы на любой современной выставке без скидок на возраст. То обстоятельство, что обжиг этой керамики производился не в печах , а в ямах, заполненных древесным углём, отнюдь не упрощало работу древних мастеров, и вы согласитесь, что творения периода Дзёмон - это одна из неразгаданных загадок истории. Пожалуй, из всех памятников культуры Дзёмон наиболее известны так называемые статуэтки догу - стилизованные фигурки людей высотой около полуметра в фантастических одеяниях, которые некоторые исследователи считают изображениями инопланетян в скафандрах

 

Около 400г. до н.э смена культур, связанная с очередной волной миграции, положила конец эпохе Дзёмон, но некоторые черты её искусства сохранились и продолжали жить спустя тысячелетия. Я имею в виду особое отношение к чистой, неглазурованной поверхности изделия, ощущаемой как ценность(то, что в Китае воспринималось бы как крайняя степень бедности), и особая экспрессия, почти гротескная выразительность форм, которая проявится потом в монументальной скульптуре, портретной пластике и нэцке..Возможно, также глубинным влиянием эстетики Дзёмон можно обьяснить тот факт, что только в тринадцатом веке глазурованная керамика смогла вытеснить терракоту, хотя изготовление глазурей было известно в Японии ещё с седьмого века н.э.

 

Продолжение   >>

Галереи: Хайку Танка Чайницы Токонома          Разделы: Наш конкурс Следуя за кистью Басё На стихи современных авторов Уроки ремесла О японской керамике Сделать заказ

Рекомендуемое разрешение 1024 на 768