Искусство Э-Ута
Токонома

В этой галерее собраны керамические аналоги свитков живописи и каллиграфии, которые обычно помещают в сердце чайного домика - токономе. Их образы могут перекликаться с темами,  использоваными в чашах, но это не исчерпывает заложенных в них возможностей ...

 

Пласт  на одно из лучших хайку Басё полностью воспроизводит текст стихотворения с подлинного автографа поэта. Можно считать это своего рода  "свитком" каллиграфии, хотя здесь и присутствуют изобразительные мотивы, - голая ветка и тень  сидевшего на ней когда-то ворона... Пожалуй, они почти на равных - выразительная скоропись Басё, глубоко врезанная в тёмно-ирисовый цвет фона, и прихотливая игра разломов на  зернистой поверхности шамота. "Каре эда ни" - словно звучит в  очертаниях контуров,  неровных краях отверстия и напряжённой кривой подвеса: "носабару томарикэри, аки-но курэ.."


На голой ветке
Ворон сидит одиноко.
Осенний вечер...
Басё

Иероглиф "печаль", выполненный скорописью из нежно-голубого фарфора - ключевое слово  этой  работы. Выбранный для изображения крупный план, позволяющий пристально разглядеть не только листья травы и лепестки цветка, но даже росинки на них, вовсе не противоречит заключённой в стихотворении образности. Наоборот - эти переходы от малого ко всеобщему, умение увидеть в мелочах великий закон мироздания - как раз в духе Басё.


Прекрасны росинки.
Но даже у них - не забудь - 
Есть привкус печали...
Басё


Далее >>

  •             
    :
  •              
    :